Отношения между продавцом и покупателем товаров и услуг регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей либо Закон), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях обеспечения единства судебной практики Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 28 июня 2012 года N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» дал судам общей юрисдикции необходимые разъяснения по вопросам применения норм права, регулирующего отношения с участием потребителей.
Так, в Постановлении приведен перечень правоотношений, на которые распространяется Закон о защите прав потребителей. Среди них финансовая услуга, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением кредитов, обслуживанием банковских счетов и карт, страхование (как личное, так и имущественное).
В Постановлении разъяснено, что, если жизни, здоровью, или имуществу граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в результате их предоставления был причинен вред, то такой вред подлежит возмещению в полном объеме. В порядке, предусмотренном законодательством о защите прав потребителей, должны разрешаться и вопросы о компенсации таким гражданам морального вреда.
Аналогичным образом, законодательство о защите прав потребителей применяется к отношениям по предоставлению медицинских услуг, защиты и восстановления нарушенных прав потребителей, конкретизированы многие вопросы, связанные с порядком исчисления договорных и законных неустоек, предусмотренных положениями статей 23, 23.1, 28, 30, 31 Закона о защите прав потребителей.
При этом указывается, что применение статьи 333 ГК РФ (об уменьшении неустойки) по делам о защите прав потребителей возможно только в исключительных случаях, по заявлению ответчика и с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым.
Одновременно Постановлением разрешается вопрос о правовой природе штрафа, предусмотренного положениями пункта 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей, как об определенной законом неустойке, которую в соответствии со статьей 330 ГК РФ «должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения».
В этой связи в Постановлении сказано, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование.
Таким образом, Пленум Верховного Суда Российской Федерации однозначно указал на то, что указанный штраф следует рассматривать как предусмотренный Законом особый способ обеспечения исполнения обязательств.
Будучи разработанным на основе материалов изучения и обобщения судебной практики, с учетом предложений и рекомендаций Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации, Постановление содержит изложение правовой позиции высшего судебного органа по гражданским делам по целому ряду принципиальных вопросов, возникающих при рассмотрении и разрешении дел о защите прав потребителей.
Старший помощник прокурора
юрист 2 класса И.С. Самойлова
Добавить комментарий