История столичного района Лефортово (бывший Калининский район г. Москвы) в высшей степени поучительна. Как в фокусе здесь сходятся равнодействующие всех влияний, складывающих национальный облик Россиянина. Как зеркало отражает она развитие страны, внешнее и внутреннее изменение города.
Исторических личностей ценят и помнят по результатам их дел. Лефортово, входящее в состав Юго-Восточного округа г. Москвы, отметило в 2006 году 350-летие со дня рождения Франца Лефорта, человека, чья фамилия увековечена в названии района. Уроженец Женевы, отправившийся на службу в Россию, сумел сделать блестящую военную карьеру в далекой заснеженной Московии, стал не только учителем, но и близким другом Петра 1. Великий преобразователь по достоинству оценил его участие в реформировании армии и флота, удостоив звания первого адмирала российского флота. Под влиянием Ф. Лефорта, искренне преданного императору и умножившего его славу, Петр 1 принял не одно судьбоносное государственное решение. Рассматривая его жизнь и деятельность по прошествии более чем трех веков, мы сегодня, также как и современники Лефорта, отдаем должное его преданности России и готовности служить ей, благородному характеру и высочайшему чувству чести и верности своей второй родине.
XIV-XVII века
Название района воскрешает в памяти имя Франца Лефорта (1656-1699), швейцарца из Женевы, которого современники называли «первым галантом» и «французским дебошаном» при дворе Петра I. Храбрый на полях битв и в морских сражениях, веселый собеседник, прекрасный организатор различных увеселений и ассамблей, он очень полюбился Петру I, который сделал его генералом и адмиралом.
Солдатский полк, которым командовал Лефорт, был расквартирован на левом берегу Яузы, на месте нынешней Солдатской улицы и примыкающих к ней переулков. За свой счет Лефорт построил для своих подчиненных двухэтажные «светелки», сумев показать пример истинной заботы о людях и свое соответствие традиционному идеалу «отца-командира».
До появления района деревни и слободы на юго-восточных окраинах Москвы концентрировались вокруг дороги на восток, с конца XIV века называвшейся Новой Владимирской, а также Андроникова монастыря, основанного в 1360 году. Поскольку восток Москвы считался в те времена более спокойным направлением, к XVII веку на Покровке, в Земляном городе, а после и на соседних землях поселяются богатые и влиятельные семьи, появляются резиденции царей Михаила Фёдоровича (село Покровское), затем Алексея Михайловича (село Измайлово и Преображенское). В середине XVII века в Москве на правом берегу Яузы (в современном Басманном районе) царь Алексей Михайлович воссоздаёт Немецкую слободу. Среди иностранных офицеров, служащих в России и проживающих в слободе, Пётр I находит многих соратников, в том числе уроженца Женевы Франца Лефорта.
Считается, что район был основан в 1699 году. До революции район назывался Лефортовской слободой в честь Франца Лефорта, рядом находилась Немецкая слобода.
XVIII век («Дворцовая эпоха»)
Первоначально название Лефортово распространялось лишь на территорию расположения полка. Но уже в середине XVIII в. так называли район, границами которого на западе являлась Немецкая слобода (на уровне современной Бауманской улицы), а на востоке — Анненгофская роща (на уровне современного Энергетического проезда).
Дворцовый ансамбль в Лефортово (Зимний и Летний Анненгофы) во время коронации Елизаветы Петровны 1742 г., фрагмент гравюры.
В XVIII веке в Лефортово и рядом с ним строится целый ряд дворцов для дворян и царских особ: Лефортовский и Слободской дворец (оба на другом берегу Яузы, ныне Басманный район), Головинский дворец, Анненгоф, Екатерининский дворец, дача Строгановых.
В 1730-е рядом с дворцом Анны Иоанновны разбита Анненгофская роща, в XIX веке превращенная в свалку нечистот и уничтоженная смерчем 16 (29) июня 1904. В 1742 году построен Камер-Коллежский вал, разделивший современную территорию Лефортово примерно пополам: западная часть вошла в Москву, восточная часть осталась в пригородах вместе с сёлами Измайлово, Андроновкой, Карачарово. В районе были три заставы: Рогожская, Проломная и Покровская, через которую проходил Владимирский тракт.
В 1771 году во время эпидемии чумы в Лефортово открылось Введенское (Немецкое, Иноверческое) кладбище, на котором поначалу хоронили католиков и лютеран. В 1776 был построен последний дворец Лефортово — Екатерининский, в котором императрице так и не довелось пожить. Павел I положил конец «дворцовой эпохе» Лефортово, отдав дворец под казармы.
XIX век
При Александре I, во время Отечественной войны 1812 года район частично горел (гораздо меньше других районов Москвы). В 1824 году в служебных корпусах Екатерининского дворца разместились казармы Московского гарнизонного полка — «Красные казармы».
Повреждённая ураганом 1904 года
церковь Петра и Павла.В 1834 году значительную часть построек в районе уничтожил пожар. После этого была создана «Комиссия для предварительных соображений к лучшему урегулированию Лефортовских кварталов», и началось каменное строительство. Вскоре началась индустриализация района, однако большая часть современного района Лефортово, занятая Анненгофской рощей и военными учреждениями, была выведена из гражданского оборота. По существу, в Лефортово развивались три обособленных поселения — к юго-западу (Рогожская застава) и к северо-востоку от военного городка и Лефортовского парка, а также загородный старообрядческий Рогожский посёлок.
В 1866-1868 годах была построена Московско-Курская железная дорога. Вместе с ней были построены Главные вагонные мастерские, из которых впоследствии сформировался нынешний завод имени Войтовича.
В 1881 году в Лефортово была построена первая сортировочная станция Московско-Рязанской железной дороги и депо Москва-Сортировочная. В том же году открывается Лефортовская тюрьма. На Золоторожском валу предприниматель Ю. П. Гужон построил в 1883 году Московский металлургический завод (ныне «Серп и Молот»). К югу от Владимирской дороги возник рабочий посёлок Дангауэровка.
XX век и современность
Во время октябрьского восстания 1917 года в Москве велись бои в течение шести дней. Полковник В. Ф. Рар организовал оборону казарм 1-го кадетского корпуса в Лефортово силами кадетов старших классов. Когда к осаде подключилась артиллерия большевиков, он под свою ответственность распустил (часть пленных была потом расстреляна красными на территории Лефортовских казарм).
После революции район был переименован сначала в Благуше-Лефортовский (1919-1920), затем вошёл в Бауманский район. Начиная с середины 1920-х гг., застраивались пустоши вдоль реки Синички (жилые дома Синичкиной слободы) и бывшая Анненгофская роща (Московский энергетический институт). Всехсвятский единоверческий монастырь на Владимирской дороге был закрыт, на его месте выстроены новые корпуса завода «Серп и Молот».
Всехсвятский монастырь (снесён 1934).
Трамвай до госпиталя Бурденко в районе появился ещё до 1-й Мировой войны. В конце 20-ых годов эту линию продлили до Дангауэровской слободки (возле современной Новой). В то же время продлили линию трамвая от Рогожской заставы по шоссе Энтузиастов до Владимирского посёлка.
Во время войны лефортовские организации работали на оборону города и страны: так, завод «Компрессор» совместно с заводами им. Войтовича, ВЭИ и другими, выпускал «Катюши»; завод им. Войтовича производит бронепоезда, санитарные поезда, банно-прачечные поезда; многие артиллерийские части были оснащены прожекторами и приборами управления огнём, созданными в Лефортово. Осенью 1941 года в военной акдемии Химзащиты была создана отечественная самовоспламеняющаяся жидкость для «коктейля Молотова». Автобусный парк № 2 отправил на Ладожское озеро колонну из 40 автобусов для обеспечения «дороги жизни» до блокадного Ленинграда.
В 1941 году был создан Калининский район (в честь М. И. Калинина). Старая Дангауэровка была снесена и заменена пятиэтажными «новыми домами» для рабочих, рядом с ними в 1942 году была открыта железнодорожная станция Новая; неподалёку в 1949 — Электрозаводская. В 1979 году по району проходит Калининская линия метро.
Распоряжением Мэра Москвы N 146-РМ от 12.09.1991 район переименован в муниципальный округ Лефортово и включён в состав ЮВАО, по Закону города Москвы N 13-47 от 05.07.1995 — в район Лефортово.
В 1999 году район отметил своё 300-летие. 5 декабря 2003 года был открыт Лефортовский тоннель и запущено полноценное движение по Третьему транспортному кольцу Москвы.
У Лефортово есть богатое прошлое, непростое настоящее и, надеемся, прекрасное будущее.